god nauki blue 133x100

В рамках мероприятий, запланированных ННЦМБ ДВО РАН на 2021 год, объявленный президентским указом Годом науки и технологий, на базе морской биологической станции «Восток» Национального научного центра морской биологии им. А.В. Жирмунского ДВО РАН с 9 по 12 сентября 2021 г. состоялась Первая школа молодых ученых «Современная марикультура. Биологические, биохимические и молекулярно-генетические подходы». Она была организована в рамках реализации масштабного проекта РНФ, которым руководит д.б.н. И.Ю. Долматов, г.н.с. ННЦМБ ДВО РАН.

Modern mariculture 03

Modern mariculture 01

Школа молодых учёных объединила людей, неравнодушных к науке. В качестве лекторов выступили 12 ведущих ученых из различных научных учреждений России и Европы. Аудитория включала не только 28 молодых ученых из Владивостока, Новосибирска, Краснодара и Санкт-Петербурга, официально зарегистрированных слушателями лектория, но и множество сотрудников ННЦМБ, работающих на МБС или приехавших на биостанцию для участия в мероприятии.

Modern mariculture 02

Основная цель данной школы состояла в том, чтобы рассказать молодым учёным о новых морфологических, физиологических и молекулярно-генетических методах, которые используются для изучения биологических объектов и которые необходимы для развития технологий выращивания гидробионтов на самом современном уровне. На настоящем этапе развития отечественной марикультуры наиболее важным вкладом фундаментальной науки являются новые знания и новые методы, а также подготовка молодых специалистов-биологов, которые будут использовать эти знания и методы методы в своей дальнейшей работе.

Modern mariculture 04

В открывающей Школу лекции д.б.н. ННЦМБ ДВО РАН И.Ю. Долматова «Современные направления развития марикультуры» было кратко описано состояние дел в аквакультуре, показаны проблемы и трудности, связанные с разведением и селекцией морских гидробионтов, а также указаны основные тенденции и направления научных исследований в данной области. Было показано, что мировым трендом в аквакультуре является применение современных генетических методов селекции. Для этого выявляются и используются локусы количественных признаков, а также различные генетические маркеры (микросателлиты и однонуклеотидные замены, SNP). Например, для ряда видов рыб были созданы генетических карты и секвенирован геном, и на основе этих данных теперь проводится полногеномный поиск ассоциаций, изучение динамики экспрессии генов и отбор на основе всего генома.

Modern mariculture 09

В лекции  гл.н.с. Лаборатории генетики ННЦМБ ДВО РАН В.А. Брыкова «Молекулярные маркеры в популяционной биологии и марикультуре» рассказывалось о практическом применении этих методов в ННЦМБ ДВО РАН для оценки популяций дальневосточного трепанга и приморского гребешка.

Modern mariculture 05

Лекция вед.н.с. Лаборатории эмбриологии ННЦМБ ДВО РАН В.А. Дячука «Нейроразвитие и его регуляция у промысловых видов двустворчатых моллюсков Дальнего Востока» была посвящена изучению формирования нервной системы в раннем онтогенезе  японского гребешка. На примере гребешка были показаны этапы развития и трансформации нервных ганглиев моллюсков, локализация нейронов разных типов в развитии и их взаимодействие.

Modern mariculture 06

Сходной теме была посвящена лекция в.н.с. Института биологии развития им. Н.К. Кольцова РАН (Москва) Е.Е. Воронежской «Нервная система планктонных личинок как ведущий фактор успешности выживания и заселения экологической ниши». В лекции было рассказано о недавно открытом явлении  дистанционного влияния родительских особей на развитие потомства. У водных организмов родители могут оказывать воздействие на темпы и успешность развития личинок и молоди. Такое влияние осуществляется веществами, подобными феромонам, которые выделяются взрослыми особями в окружающую среду и детектируются определенными нейронами личинок. В зависимости от уровня сигнала темпы развития и двигательная активность потомства могут эффективно регулироваться.

Modern mariculture 07

Лекция зав. лаб. Приволжского исследовательского медицинского университета (Нижний Новгород) Д.С. Кузнецовой «FLIM и его применение в биосистемах» была посвящена такому важному методу биологии, как иммуноцитохимия. Использование белков, способных светиться при облучении светом разной длины волн, давно вошло в практику научных исследований. В данной лекции рассказывалось о разработке нового подхода использования таких белков для оценки физиологического состояния клеток и тканей.

Modern mariculture 08

Профессор Каролинского медицинского университета (Швеция) и Медицинского университета Вены (Австрия) И.И. Адамейко в своем докладе «Применение методов многомерного анализа данных к исследованиям морфологии и физиологической динамики рифообразующих кораллов» рассказал об использовании ряда математических методов для оценки физиологической активности морских животных на примере кораллов. Кроме того, были описаны некоторые подходы и приборы, которые применялись для этого.

Modern mariculture 10

Руководитель Центра аквакультуры и прибрежных биоресурсов ННЦМБ ДВО РАН С.И. Масленников рассказал о биоэкономических проблемах развития марикультуры на Дальнем Востоке России. Было показано, что наиболее экономически выгодной формой ведения марикультуры является создание кластеров, отдельные части которого (фирмы) занимаются различными аспектами деятельности (техническое сопровождение марикультуры, выращивание гидробионтов, переработка, реализация и т.д.).

Modern mariculture 11

Филлипов М.А., Dr. Sci. Hum. (Германия), представитель компании «Юг Руси» (Ростов на Дону), в лекции «Возрастное хроническое воспаление и микроводоросли» рассказал о том, какую пользу здоровью человека могут принести объекты марикультуры и получаемые на их основе продукты. Рыбы, беспозвоночные и микроводоросли содержат большое количество полезных соединений, которые способны нормализовать работу печени и снизить риски развития таких заболеваний, как цирроз печени, атеросклероз и ряд других.

Modern mariculture 12

А.С. Чагин, профессор Каролинского медицинского университета (Швеция) и зав. лаб. Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова (Россия) посвятил лекцию теоретическим вопросам происхождения и развития скелетных элементов многоклеточных организмов. В своем докладе «Возникновение дермального и эндохондриального скелета» он рассказал о гипотезах возникновения хорды и формирования внутреннего скелета у позвоночных животных.

Modern mariculture 15

В лекции зав. лаб. «Single cell genomics», Department of Biomedical Informatics of the Harvard Medical School (США) П.В. Харченко «Разделение процессов образующих мутации зародышевой линии» рассматривался вопрос о возникновении мутаций в соматических клетках организма в процессе его развития и влияния этого процесса на внешний вид и здоровье потомства.

Modern mariculture 13

Лекция доцента Кубанского государственного университета (Краснодар) Н.Н. Волченко «Микробные топливные элементы донного типа — опыт применения и перспективы» была посвящена разработке и использованию приборов на основе электроэнергии, выделяющейся бактериями. Он рассказал о собственных изобретениях и изготовлении датчиков, с помощью которых можно проводить мониторинг окружающей среды в местах культивирования морских гидробионтов.

Modern mariculture 14

Зав. лаб. Института химической биологии и фундаментальной медицины  СО РАН (Новосибирск) Г.А. Степанов в докладе «Системы геномного редактирования в биомедицинских исследованиях» рассказал о современных методах редактирования генома животных. Особое внимание было уделено проблемам, которые возникают при использовании этих методов, и способах их решения.

Для участников Школы была проведена экскурсия на Научно-экспериментальный участок марикультуры Лаборатории динамики экосистем ННЦМБ ДВО РАН, расположенного на МБС «Запад». Таким образом, слушатели лекций смогли своими глазами увидеть современный технологический цикл разведения морских организмов.

Первая школа молодых учёных стала отличной площадкой для обмена мнений с коллегами в сфере профессиональных интересов и обмена опытом между участниками. Формат Школы, которая проводилась на Биостанции, где был организован не только собственно лекторий, но и быт участников, позволил продолжать общение и вне лектория. Научные дискуссии, знакомство, формирование новых научных контактов и, наконец, просто общение, не прекращались с завершением повестки дня конференц-зала. Нет сомнения, что молодые учёные получили не только новые знания, но и мощный импульс для дальнейшего расширения кругозора и выбора науки в качестве главного дела жизни.

В рамках выполнения гранта РНФ предполагается регулярное ежегодное проведение Школ по марикультуре для молодых учёных. Следующая Школа будет организована в 2022 г.

Посмотреть/Загрузить программу Школы

Посмотреть/Загрузить список участников Школы


Информацию подготовил г.н.с. Долматов И.Ю.