Сотрудниками Лаборатории изотопной геохимии и геохронологии ГЕОХИ РАН совместно с учеными ИГГ УрО РАН и ДВГИ ДВО РАН были изучены современные и древние кораллы из центра Тихого океана, чтобы проследить изменение эолового (ветрового) разноса пыли азиатских пустынь. Установлено, что химический, в частности, редкоземельный и микроэлементный состав кораллов, фораминифер и других организмов с карбонатным скелетом не изменился за миллионы лет. Результаты исследования опубликованы в журнале Deep Sea Research Part II: Topical Studies in Oceanography.

Учёными из ГЕОХИ РАН, ИГГ УрО РАН и ДВГИ ДВО РАН был изучен химический состав современных кораллов и древних рифовых построек (возрастом от 6 до 30 млн лет) с потухшего подводного вулкана (гайота) Коко (Императорский хребет). Материал для исследования был отобран авторами в ходе 86-го рейса НИС «Академик М.А. Лаврентьев» в 2019 году. Эта подводная гора входит в состав Императорско-Гавайской цепи, которая находится как раз на пути потока пустынных частиц. Гайот Коко является одним из самых больших в южном сегменте Императорского хребта. Он образовался почти 50 млн лет назад и почти 10 млн лет возвышался над поверхностью моря, а потом постепенно погрузился под воду. За это время на его поверхности вырос коралловый риф, который процветал пока это было возможно. Сейчас вершина этого рифа лежит на глубине 300 метров и постепенно разрушается под действием морских течений. Авторы исследования хотели проследить изменение объема эолового (ветрового) потока. «Одним из основных вопросов был, фиксирует ли биологическое карбонатное вещество эти изменения. В результате проведенных работ установлено, что химический, в частности, редкоземельный и микроэлементный, состав кораллов, фораминифер, губок и других организмов с карбонатным скелетом оставался одинаковым на протяжении последних 30 млн лет и соответствовал составу океанской воды», - поясняет старший научный сотрудник лаборатории, кандидат геолого-минералогических наук Ирина Вишневская.

Подробнее в пресс-релизе ГЕОХИ РАН: http://portal.geokhi.ru/SitePages/News_358.aspx

comanche

На снимке: Подводный телеуправляемый аппарат Comanche на борту судна «Академик М.А. Лаврентьев». В манипуляторе – современный глубоководный коралл семейства Isididae, который фигурирует в исследовании.