Биологически активная добавка к пище «Нейролипид» (ранее «Альгамид») (технические условия на пищевую добавку № 10.89.19-001-65446971-2017 от 25.11.2017 г.) – состоит из этаноламида пальмитиновой кислоты (95%) и пальмитиновой кислоты (5%).
Применение:
- терапия хронической невропатической боли различной этиологии;
- превентивная терапия нейродегенеративных заболеваний;
- в комплексной противовоспалительной терапии при травмах спинного мозга и повреждении периферических нервов.
Фармакологические эффекты пальмитоилэтаноламида (ПЭА) широко представлены в зарубежной литературе, в том числе в клинических исследованиях, а также в работах сотрудников Лаборатории фармакологии ННЦМБ ДВО РАН.
Пальмитоилэтаноламид является полным химическим аналогом эндогенного пальмитоилэтаноламида, относящегося к семейству липидных медиаторов N-ацилэтаноламидов (НАЭ), являющихся частью эндогенной каннабиноидной системы. У млекопитающих ПЭА производится «по требованию» разными типами клеток в зависимости от уровня фактического или потенциального повреждения в защитных целях. Все больше научных данных говорят о том, что ПЭА играет ключевую роль в восстановлении гомодинамического баланса во время патологического процесса. В частности, ПЭА является липидной сигнальной молекулой, участвующей в физиологических процессах разрешения воспаления, его динамического контроля.
Несколько доклинических исследований in vitro и in vivo доказывают, что ПЭА может воздействовать на несколько молекулярных мишеней, как в центральной, так и в периферической нервной системе, опосредуя тем самым свои основные биологические эффекты, а именно анальгетический и противовоспалительный.
Противовоспалительное действие пальмитоилэтаноламида
PPAR-α является лиганд-управляемым фактором транскрипции, который играет важную роль в энергетическом обмене и воспалительном процессе. Большой лиганд-связывающий карман позволяет этому рецептору распознавать множество эндогенных производных жирных кислот, в том числе ПЭА. В активной форме PPAR-α связывается с чувствительными элементами в ДНК, усиливая транскрипцию различных противовоспалительных белков, одновременно прерывая активность провоспалительных факторов транскрипции, в частности, ключевых регуляторов воспаления, NF-kB и AP-1, за счёт механизма трансрепрессии.
PPAR-α экспрессируется во многих органах и тканях, включая основные органы иммунной системы. Также данный рецептор присутствует в лимфоцитах, макрофагах и другие иммунных клетках. В соответствии с этой локализацией местное или системное введение синтетических агонистов этого рецептора, в том числе ПЭА, оказывает противовоспалительное действие.
Анальгетическая активность пальмитоилэтаноламида
Развитие нейропатического болевого синдрома неизменно сопровождается усилением локальной глиальной активности в задних рогах спинного мозга, что обеспечивает развитие нейровоспалительных процессов, поддерживающих трансмиссию болевого сигнала. Активация микроглии характеризуется специфическим изменением морфологии (ретракция отростков и гипертрофия клеточных тел; амебовидная форма, миграция клеток к очагу воспаления), пролиферативной̆ активности, биохимическими модификациями мембранных рецепторов и секретируемых сигнальных молекул (про- и антивоспалительных цитокинов), изменением функциональных свойств.
Помимо этого, оксид азота (NO) является важной молекулой в ноцицептивной передаче и участвует в возникновении невропатической боли. В ЦНС фермент синтеза оксида азота nNOS (нейрональная NO-синтаза) участвует в модуляции синаптической передачи посредством долговременной потенциации в нескольких областях, включая ноцицептивные цепи в спинном мозге. Под воздействием режима повторяющейся стимуляции в результате повреждения периферической нервной системы, цепи спинного мозга реорганизуются, и боль усиливается, данный процесс является ноцицептивной сенсибилизацией (усиление чувствительности в поврежденном участке). Ноцицептивная сенсибилизация возникает в результате высвобождения медиаторов воспаления, таких как простагландин E2 (PGE2), брадикинин, фактор роста нервов (NGF) и, оксид азота (NO) в месте повреждения. Данные медиаторы повышают чувствительность/возбудимость сенсорных терминалей, что приводит к локализованным тканевым эффектам и соответствующим физиологическим феноменам.
Применение ПЭА приводит к уменьшению выраженности поведенческих проявлений болевого синдрома, при этом происходит синхронное снижение уровня экспрессии нейрональной NO-синтазы и уменьшение глиальной активации в ключевых участках пути болевой чувствительности. Ранее, была установлена взаимосвязь между увеличением выработки NO и повышением концентрации провоспалительных молекул в месте повреждения. Введение провоспалительных интерлейкинов (IL-1β и TNFα) индуцирует экспрессию NO-синтазы в центральной нервной системе. Поэтому блокирование NO-синтазы, а ПЭА осуществляет ее на уровне транскрипции, за счет активации PPAR-α, в конечном итоге приводит к уменьшению гипералгезии. Кроме того, противоспалительные эффекты ПЭА приводят к снижению глиальной активации и рецепторно-опосредованной активации синтеза NO нейронами.
Таким образом, сочетание противоспалительного и анальгетического эффектов делает ПЭА перспективной фармакологической мишенью в комплексной терапии широкого спектра повреждений центральной и периферической нервной системы.
Научные публикации коллектива Лаборатории фармакологии ННЦМБ ДВО РАН по исследованию пальмитоилэтаноламида:
- Ivashkevich D.N., Manzhulo I.V., Ponomarenko A.I., Tyrtyshnaia A.A., Dyuizen I.V. Analgesic activity of palmitoylethanolamide on neuropathic pain in rats // Neurochemical Journal. 2022. Vol. 16. No. 3. P. 311–321.
Ивашкевич Д.Н. © ННЦМБ ДВО РАН. Все права защищены.